ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ / ОБЫЧНАЯ

Получение профессии

Получение профессии

Портал госуслуг

Портал госуслуг

Программа формирования социально адаптированной, нравственной личности обучающегося

_____________________________________________________________________________________________


Государственное бюджетное образовательное учреждение начального  профессионального образования
Профессиональное училище №89 Санкт-Петербурга

Программа формирования социально адаптированной, нравственной личности обучающегося ГБОУ НПО ПУ-89


  • 2012-2013 уч. год (первый этап)
  • 2013-2014 уч. год (второй  этап)
  • 2014-2015 уч. год (третий  этап)

 

I.Введение (паспорт программы)

Наименование программы:

"Программа формирования социально адаптированной, нравственной личности обучающегося в ГБОУ НПО ПУ-89".
Исполнитель программы - ГБОУ НПО Профессиональное училище №89 Санкт-Петербурга.


Цели программы:

  • формирование духовно-нравственных качеств социально адаптированной, нравственной  личности обучающегося ПУ-89 на основе сохранения и развития социально-исторической преемственности и культуры Санкт-Петербурга;
  • воспитание обучающихся ПУ-89 гражданами правового демократического государства, патриотами России, уважающими права и свободы личности, проявляющими национальную и конфессиональную терпимость, развивающими культуру межнациональных отношений;
  • формирование у обучающихся ПУ-89 современного мировоззрения, мотивации к труду, постоянному творческому росту как личности, и как профессионала;
  • развитие культуры здорового образа жизни и физического воспитания, сознательного отношения к себе и своей семье, её традициям и принципам, стойкого неприятия к любым проявлениям асоциального поведения в молодёжной среде;
  • формирование современного понимания профессиональной карьеры, навыков правильного поведения в условиях внутри профессиональной конкуренции на рынке труда, ответственности за результат своей профессиональной деятельности.

Задачи программы:

  • разработка эффективных мер, технологий и механизмов учебно-воспитательной работы в Профессиональном училище №89, направленных на реализацию "Концепции воспитания";
  • организация учебно-воспитательной деятельности, формирующей у обучающихся научное мировоззрение, систему фундаментальных общечеловеческих и национальных ценностей, способствующей воспитанию у обучающихся  духовности, самобытности, восприятию красоты и гармонии мира;
  • разработка и реализация системы учебно-воспитательной работы в ПУ-89, содействующей становлению социальных качеств личности: гражданственности, уважения к закону, социальной активности, ответственности за результаты социальной и профессиональной деятельности;
  • разработка и реализация эффективных социокультурных технологий, мероприятий, повышающих общую образованность, культуру поведения, формирующих нормы толерантного сознания и поведения;
  • создание условий во время учебной и вне учебной деятельности для осознания будущими рабочими ответственности за уровень своих профессиональных знаний, осмысленного отношения к последствиям своей деятельности к выбору в ходе её осуществления адекватных решений - социальных, экономических, нравственных.

 

Этапы реализации программы - в течение всего срока обучения в ГБОУ НПО ПУ-89 в соответствии с избранной образовательной программой.

Содержание основных блоков мероприятий:

  • разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс ПУ-89 требований, воспитывающих и формирующих личность на основе норм социального поведения в гражданском обществе;
  • создание в ПУ-89 условий для развития, профессионального становления и проявления творческой активности личности обучающегося;
  • развитие гуманистической воспитательной среды и вариативных воспитательных систем в ПУ-89;
  • разработка основных направлений воспитания и формирование структуры управления учебно-воспитательной деятельностью в ПУ-89.


Ожидаемые конечные результаты:

  • Создание нормативно-правовой, организационной и научно- методической базы формирования эффективной учебно-воспитательной системы в ГБОУ НПО ПУ-89;
  • создание системы мониторинга развития и реализации учебно-воспитательного потенциала училища, разработка эффективных форм, методов и технологий воспитания обучающихся в современных условиях;
  • создание системы организационных форм, методов, средств, способствующих активному включению обучающихся в процесс самовоспитания и самообразования;
  • создание системы профилактики асоциального поведения у обучающихся и их активного включения в пропаганду здорового образа жизни.

Управление реализацией программы и контроль за ходом её реализации осуществляют - Педагогический совет ГБОУ НПО ПУ-89, Совет по воспитательной работе (профилактике), заместители руководителя (директора) училища по учебно-воспитательной и учебно-производственной работе, орган  самоуправления обучающихся (старостат), привлечённые квалифицированные специалисты для научно-методического сопровождения Программы.


Основные документы, использованные для разработки программы:

  • "Концепция воспитания ПУ-89";
  • Устав ГБОУ НПО ПУ-89;
  • Закон Российской Федерации:

"Об образовании в Российской Федерации" (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.; одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.; подписан Президентом России В.В.Путиным 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Указ Президента Российской Федерации "О мерах по реализации государственной политики в области образования" №599 от 07.05.2012 г.
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61; Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р

 

II. Особенности воспитательной работы в ГБОУ НПО ПУ-89 (пояснительная записка)

Изменения в жизни России, прошедшие в конце XX века, повлекли за собой ряд сложных проблем, затронувших молодёжь в целом, и обучающуюся в системе НПО и СПО в частности. К числу таких проблем относятся: кризис системы образования и воспитания, разрушение традиционных институтов социализации и механизмов социально-культурной преемственности. Произошло экономическое расслоение общества с образованием значительной части социально мало обеспеченных жителей, склонных к асоциальному поведению и преступности. Это значительно усложняет процесс адаптации молодёжи в современных условиях, требует поиска оптимальных форм самореализации личности.
Однако в начале ХХI века приоритетным направлением государственной политики в сфере образования вновь становится воспитание. Стратегическими целями образования, согласно Национальной доктрине образования, принятой Правительством РФ, являются: "Создание основы для устойчивого социально-экономического развития России, укрепление демократического правового государства". В связи с этим одной из задач любого образовательного учреждения является организация воспитания патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость. Особую роль государство отводит воспитанию студентов и обучающихся - одной из наиболее крупных и ведущих социально-демократических групп современной молодёжи. Именно эта часть молодёжи оказывает существенное влияние на общественные процессы в обществе, а в скором будущем станет определяющей в демократических и экономических процессах обновления России, её духовной атмосферы, социально-психологического климата. С этой целью государством, Министерством образования и науки РФ, Федеральным агентством по образованию подготовлены документы, создающие методическую и научно-практическую базу для восстановления и дальнейшего развития системы учебно-воспитательной деятельности в учебных заведениях.
При организации воспитательной работы в системе НПО и СПО    в настоящее время, как свидетельствуют эти документы, необходим анализ социальной обстановки и учёт негативных обстоятельств. К ним относятся, например:

  • распад основных целеобразующих элементов воспитательной политики и ценностей, используемых ранее, и отсутствие их заменяющих;
  • неблагополучная среда обитания в обществе, которая формирует кризисное сознание у части молодёжи;
  • плохие социально-экономические условия и обстоятельства быта, где одной из самых острых является проблема социального неравенства;
  • опасная негативная переориентация нравственного сознания у части молодёжи, связанная с влиянием СМИ, негативного окружения.

В образовательных учреждениях воспитание ещё не стало необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития личности. Часть преподавателей и мастеров производственного обучения, к сожалению, рассматривает воспитание, как второстепенную деятельность, профессионально не способны осуществлять воспитательную  работу с обучающимися в нынешней социально-политической ситуации.
Все эти и другие осложняющие организацию и проведение воспитания факторы необходимо учитывать в учебно-воспитательной деятельности училища, проводя действенную диагностику результативности работы.

III. Основные теоретические и методические аспекты воспитания обучающихся в ГБОУ НПО ПУ-89.


Важнейшими структурными компонентами системы воспитания, требующими нового теоретико-методологического осмысления, являются:

  • содержание воспитания;
  • цели и задачи воспитания;
  • субъект и объект воспитания;
  • современная воспитательная система;
  • социализация личности обучающегося;
  • направления воспитательной деятельности.

Модернизация содержания воспитания.
Воспитание, как органическая часть образовательной системы, создаёт условия для развития личности, её жизненного становления и самоутверждения. Такая трактовка позволяет рассматривать воспитание как процесс управления развитием личности через создание благоприятной воспитательной среды, её наполнение разнообразными формами и методами, позволяющими максимально реализовать способности и дарования каждого .
В воспитании обучающихся в ГБОУ НПО ПУ-89 используется как сфера учебно-воспитательного процесса, так и вся совокупность внеучебной жизнедеятельности училища. Воспитание обучающихся должно осуществляться на основе органического взаимодействия учебного и воспитательного процессов в ходе реализации образовательных программ и программ целенаправленного воспитания во вне учебное время.
Согласно современным представлениям главными ценностями в обществе должны стать не только материальные блага, но и духовное богатство личности, овладение достижениями культуры. В связи с этим, в качестве одного из основных направлений процесса становления рабочего специалиста в системе НПО и СПО принимается его социально-культурное и духовное развитие.
Вторым из основных составляющих воспитанности является патриотическое воспитание в сочетании с гражданским становлением личности обучающегося, понимаемое как верность национальным и историческим традициям, чувство гордости за Отечество и малую Родину, город Санкт-Петербург, активную деятельность на благо общества.
Важной составляющей воспитанности обучающегося в ГБОУ НПО ПУ-89  является стремление к профессиональному становлению, основанное на труде и самосовершенствовании, наличие позитивной мотивации к творческому росту и высокой ответственности за результаты своей деятельности.


Цели и задачи воспитания.
Направленность процесса обучения и воспитания в ГБОУ НПО ПУ-89 связана с интегральной характеристикой цели воспитания - формированием культурной, духовно-нравственной личности, жизнеспособной в силу своего профессионализма и возможностей саморазвития, востребованной обществом в связи со своей гражданской позицией.
Целью воспитания в рамках ГБОУ НПО ПУ-89 является создание условий для развития профессиональной компетентности обучающихся - их духовно-нравственного и культурного развития, гражданского становления, обогащения личностного и профессионального опыта созидательного решения общественных и личных проблем, а также условий для содействия социальной и творческой самореализации обучающихся, для приобщения их к здоровому образу жизни.
Общая культура предполагает необходимость глубокого усвоения будущими рабочими достаточно широкого круга знаний, приобретения необходимых умений и навыков. Рабочий XXI века - это личность с развитой духовной культурой и интеллектом, это гражданин, обладающий обширными социальными, историческими знаниями, эстетическим вкусом, высокими моральными качествами.


Профессиональная компетентность и культура связаны со становлением у будущих рабочих таких качеств, как:

  • интенсиональность - направленность на собственное развитие и развитие окружающего мира;
  • креативность - способность к собственному творчеству и созданию условий для развития творческих способностей;
  • открытость - умение строить равноправные, эмоционально насыщенные взаимоотношения со всеми участниками образовательного взаимодействия и др.

Становление гражданина предполагает формирование у обучающихся гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры, гордости за свое Отечество, знание истории своей страны.

Для достижения поставленной цели возникает необходимость ре-шения следующих задач:

  • приобщение будущих рабочих к культурным ценностям, воспитание у них духовности, самобытности, восприятие красоты и гармонии как духовного проявления человека;
  • создание условий для становления социальных качеств личности: гражданственности, уважения к закону, социальной активности, ответственности, совести, чести, добродетелей;
  • создания условий для развития у обучающихся чувства ответственности за уровень своих профессиональных знаний и качество труда, ос-мысленного отношения к последствиям своей профессиональной деятельности и выбора принципиальных в ходе ее осуществления решений - социальных, экономических и нравственных;
  • освоение будущими рабочими профессиональной этики, понимания общественной миссии своей профессии;
  • осознание обучающимися приоритетности здорового образа жизни.


В соответствии с вышесказанным целью системы воспитания в ГБОУ НПО ПУ-89  должна стать подготовка профессионально и культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей.
Личностная составляющая в структуре цели воспитания призвана обеспечить самореализацию, самоутверждение, самоосуществление и самовоспитание.
Социально-общественная составляющая цели воспитания призвана реализовать процесс адаптации, социализации личности, её формирования и воспитания.
Главным содержанием социально-общественной функции должна быть социально-психологическая адаптация, направленная на гармоничное взаимодействие личности обучающегося с социальной средой, с меняющимися условиями развития, на осознание и проявление личностной стратегии поведения обучающегося в ПУ-89. В этом случае адаптация должна иметь личностно-ориентированный характер. Важнейшим структурным компонентом социально-психологической адаптации личности обучающегося должен быть социально-профессиональный компонент.


Субъект и объект воспитания.
В соответствии с современной парадигмой образования, выводами психологии личности, педагогики, современное понимание категорий - субъект и объект воспитания представляются в следующем виде.
Основными субъектами воспитания являются:
общество, которое через окружающую социальную среду влияет на личность;
личность, которая является и объектом воспитания и одновременно выступает как субъект воспитания и самовоспитания;
преподаватели и специалисты в области воспитания. Прежде всего, преподаватель, осуществляя функцию координации процесса социализации и самовоспитания, должен обеспечивать совершенствование взаимодействия двух основных социальных субъектов - общества и индивида, под воздействием которых формируется личность будущего рабочего. 


Вместе с тем, значительна роль мастера производственного обучения, обеспечивающего и учебный, и вне учебный процесс, создающего позитивный настрой на восприятие новых знаний. В современном учебно-воспитательном процессе все большее значение приобретает субъект-субъектное взаимодействие, в котором за каждым участником учебно-воспитательного процесса признается право и способность на собственное решение. При организации и реализации различных форм и методов совместной деятельности главным воспитывающим фактором должен стать характер субъект-субъектных отношений: степень их гуманистичности, доброжелательности, комфортности для обучающихся. Психологическая комфортность в процессе обучения в ГБОУ НПО ПУ-89  значительно влияет на настроение обучающегося и его удовлетворенность гуманистической средой училища.

IV. Воспитательная система ГБОУ НПО ПУ-89.

Интегральным выражением целостной совокупности компонентов процесса воспитания (учебно-методических, научно-методических, управленческих, кадровых, материально-технических) является учебно-воспитательная система. Воспитание обучающихся реализуется через создание в ПУ-89 учебно-воспитательной системы.
Разрабатывая учебно-воспитательную систему в ПУ-89, следует учитывать важнейшую особенность воспитания в современных условиях, заключающуюся в том, что в настоящее время происходит объективный процесс перемещения акцента с общественного воспитания на самовоспитание и самоформирование личности.
В этих условиях очень важно внедрение в систему образования и воспитания личностного ориентира, который содействует сохранению положительных убеждений, восприятию новых идей, сохранению независимости суждений, способности адаптироваться к внешним обстоятельствам. Современная учебно-воспитательная система училища должна создавать благоприятные условия для обучения и воспитания всего контингента обучающихся. Поэтому важнейшее место в воспитании обучающихся должны занять такие личностные качества как коммуникативность, понимание особенностей различных культур, психологии, условий развития наций и национальностей и др.

Основными принципами разработки и развития учебно-воспитательной системы Профессионального училища №89  являются следующие:

  • связь учебно-воспитательного процесса с жизнью, что предполагает взаимообусловленность учебно-воспитательной деятельности и общественной практики;
  • деятельностный подход к учебно-воспитательному процессу, учитывающий будущую профессию обучающегося;
  • гуманистический характер системы общих и конкретных целей, задач и направлений учебно-воспитательного процесса;
  • единство воспитания и самовоспитания;
  • одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами для реализации воспитательных целей и формирования целостного духовного облика будущего рабочего;
  • последовательность и преемственность в содержании учебно-воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных качеств личности в зависимости от уровня предыдущего обучения, современного состояния и его направления;
  • творческий характер и динамизм воспитания, отражающие развитие и обогащение учебно-воспитательного процесса.


Социализация личности обучающегося.
Социализация - это способность восприятия всех социальных и психологических процессов, посредством которых личность обучающегося усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ей функционировать в качестве полноценного члена общества. Вместе с тем, - это и процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям.
Социализация - это сложный, многогранный процесс  включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определённой роли в практической деятельности. Социальная активность - главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности обучающегося. Она является как главным компонентом в структуре целей воспитания, так и главным результатом функционирования учебно-воспитательной системы.

Основными направлениями социализации и развития личности в условиях ПУ-89  являются:

  • использование возможностей образовательного процесса, главным компонентом которого является изучение выбранной образовательной программы и дисциплин (модулей) ФГОС;
  • развитие активности во внеучебной деятельности через воспитание у обучающихся стремления к  труду, как одной из основных базовых ценностей, формированию здорового образа жизни, как в физическом, так и в нравственном отношении;
  • формирование у обучающихся трудолюбия, потребности в профессиональном становлении, в сотрудничестве, чувстве справедливости, любви к Отечеству.

Большое значение приобретает проблема сплочения коллектива обучающихся, выполняющего в определенных условиях функции инструмента воспитания.

Среди основных принципов формирования социально адаптированной, нравственной личности  обучающихся в ГБОУ НПО ПУ-89 необходимо выделить и реализовать на практике следующие:

  • демократизм, означающий не только воспитание и обучение будущего рабочего но и демократизацию самой системы воспитания, переход к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества преподавателя, мастера производственного обучения  и обучающегося;
  • гуманистическое отношение к субъектам воспитания, предполагающее отношение к личности обучающегося как к самоценности, и гуманистическую систему воспитания, направленную на формирование целостной личности, способной к саморазвитию;
  • духовность, проявляющуюся в формировании у обучающихся духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и менталитета российского гражданина;
  • патриотизм, предполагающий формирование национального сознания у обучающихся как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения и обеспечивающей связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях, воспитание гражданских качеств и социальной ответственности за благополучие учебного заведения, своей семьи, страны и сохранение цивилизации;
  • конкурентоспособность, выступающую специфической особенностью демократического общества, предполагающую формирование соответствующего типа личности рабочего специалиста, способного к динамичной горизонтальной и вертикальной социальной и профессиональной мобильности;
  • толерантность, являющуюся одним из важных факторов воспитания обучающихся в условиях развивающейся демократии в России и предполагающую наличие плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем, терпимость к мнениям других людей, учет их интересов;
  • вариативность, включающую различные варианты технологии и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания не на воспроизводство личностью образцов прошлого опыта предшествующих поколений, их идеалов и ценностей, а на формирование вариативного способа мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в ситуации неопределенности.

Воспитание жизнеспособного молодого поколения предполагает создание системы воспитания в ГБОУ НПО ПУ-89 , базирующейся на двух уровнях:
На первом уровне, определяемом как стратегический, фундаментальный, формируются качества личности обучающегося, обусловливающие его жизнеспособность в обществе.
Второй уровень, который может быть обеспечен с использованием разнообразных средств воспитания, решает конкретные практические задачи в соответствии с требованиями к личности с точки зрения различных аспектов и сторон социально-профессиональной деятельности будущего рабочего, его социально-политической ориентации и т.п.
Одной из наиболее важных проблем учебно-воспитательной деятельности с обучающимися ПУ-89  является формирование у них положительной мотивации на усвоение воспитательных воздействий.
В связи с этим все большее значение приобретает проблема формирования у обучающихся необходимых гражданских и личностных качеств на добровольной основе, без принудительного воздействия со стороны системы воспитания.
Условия современного этапа и стратегические цели воспитания ставят новые проблемы, без решения которых невозможно эффективное осуществление процесса формирование личности.


К числу наиболее актуальных проблем, требующих разработки их содержания, форм, методов и средств, можно отнести следующее:

  • определение степени жесткости системы воспитания в условиях новейшего периода развития государства и на перспективу;
  • соотношение свободы и принуждения личности обучающегося в системе воспитания, что при слабом самоконтроле и самоорганизации деятельности личности может снизить эффективность воспитательных воздействий;
  • формирование потребности к труду как важнейшей социальной ценности при отсутствии принуждения и недостатка моральных стимулов к нему;
  • соотношение воспитания и самовоспитания, выявление факторов повышения мотивации к самовоспитанию;
  • наличие природных задатков и необходимость формирования требуемых профессиональных и личностных качеств;
  • разработка форм и методов становления самосознания и ценностных установок в соответствии с интересами различных социальных групп.

 

V. Направления  учебно-воспитательной  деятельности  в ГБОУ НПО ПУ-89:

В современной теории и практике воспитания обосновываются и выделяются приоритетные направления воспитательной деятельности. К их числу относятся:

  • формирование мировоззрения и системы базовых (фундаментальных) ценностей - общечеловеческих, гражданских, профессиональных, определяющих отношение человека к быстро меняющемуся миру;
  • нравственно-этическое воспитание;
  • правовое;
  • гражданско-патриотическое;
  • трудовое и профессионально-творческое;
  • эстетическое;
  • физическое и здорового образа жизни;
  • экологическое и природоохранное;
  • семейно-бытовое.




С учётом специфики Профессионального училища №89, реализации основных образовательных программ по подготовке рабочих кадров для энергетического, жилищно-коммунального комплексов Санкт-Петербурга, развивающихся социально-партнёрских отношений с ведущим Предприятием Санкт-Петербурга - ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", накопленного опыта в ходе реализации Пилотного проекта совместной образовательной Программы в 2011-2012 учебном году "Формирование и развитие личности обучающегося в ПУ-89 через экологизацию образования", выводов по результатам психолого-педагогической диагностики формирования экологической культуры обучающихся в ГБОУ НПО ПУ-89 Санкт-Петербурга (Р.С. Бондаревская ГБОУ Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи) в ГБОУ НПО ПУ-89 реализуются с 01.09.2012 года следующие направления учебно-воспитательной деятельности:

  1. "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ и ПРИРОДООХРАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ"

  2. "Я-КОНЦЕПЦИЯ"

  3. "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ"

  4. "ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА"



VI. ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ:

1. "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ и ПРИРОДООХРАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ";

"Я -Концепция";
(экологическая проблематика и природоохранная деятельность;    семейно-бытовые проблемы; физическое воспитание  и формирование здорового образа жизни).

2. "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ";

(трудовое обучение и профессионально-творческая реализация; нравственно-эстетическое образование; правовая грамотность).

3. "ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА";

(формирование мировоззрения и системы базовых (фундаментальных) ценностей - общечеловеческих, гражданских, профессиональных, определяющих отношение обучающегося  к быстро меняющемуся миру; гражданско-патриотическое).


В помощь педагогическим работникам:

1.1. Экологическое воспитание. Предшествующий опыт отношения человека и общества к природе и её защиты имеет весьма негативную направленность, особенно в России, где веками формировалась установка о неисчерпаемости природных ресурсов. В этих условиях никакая стихийная социализация не может сформировать у обучающегося  бережного отношения к природе. В связи с этим, необходимо не только экологическое образование, но и воспитание как целенаправленное формирование природоохранного отношения к природе на всех уровнях социализации обучающегося.
Экология является комплексной проблемой в системе "человек-техника-природа" и поэтому требует от профессионала любого профиля синтеза знаний основных понятий об окружающей среде из разных наук: биологии, промышленной технологии, механики, психологии, этики, педагогики и многих других дисциплин.
Акцент в них должен быть перенесен с просветительской направленности на формирование активной социальной позиции и достижение про-фессиональной готовности, овладение знаниями по безотходным, малоотходным,  оборотных, регенеративных производственных технологий, выпуска экологически безвредной продукции.
Особое внимание при этом должно быть уделено формированию и закреплению такого качества у обучающегося  как экологическая от-ветственность.

2.1. В сфере семейно-бытового воспитания обучающихся при их общей высокой ориентации на сексуальные отношения,  совместную жизнь, необходимо особое внимание уделять проблеме взаимодействия и преемственности поколений.

3.1. Физическое воспитание и воспитание здорового образа жизни должно способствовать воспитанию ответственного отношения обучающихся к состоянию своего здоровья и формированию противодействия вредным привычкам и асоциальным явлениям. Основной целью физического воспитания является формирование физической культуры личности обучающегося. Оно должно обеспечить оптимальную двигательную активность обучающихся, сохранить и укрепить их репродуктивное здоровье, способствовать профилактике профессиональных заболеваний.

4.1. Нравственно-этическое воспитание является важной задачей становления личности обучающегося и выступает одним из главных условий её жизнеспособности в обществе. Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности составляет основу процесса социализации обучающихся и служит ведущей целью учебно-воспитательной работы, обеспечивающей социализацию личности.
Нравственность - это не природное, а приобретенное, воспитанное качество личности, поскольку нравственно зрелый человек должен иметь черты характера, соответствующие общепринятому в конкретном обществе на данном этапе его развития, установленному порядку, нормам, традициям социальной жизни.
В качестве критериев нравственного воспитания в учебно-воспитательной работе училища должны выступать: уровень знаний и убежденности в необходимости соблюдения норм морали, сформированность качеств обучающегося, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности, которая должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

5.1. Правовое воспитание. Модернизация государственной системы России и формирование гражданского общества объективно требуют воспитания сознательного гражданина, активно участвующего в демократическом процессе, не принимающего методов разрушения единства и целостности государства. При решении этих приоритетных задач и воспитания соответствующих ориентиров необходимо способствовать развитию самоорганизации личности обучающегося, стремления и умения отстаивать в общественной жизни терпимость к чужому мнению, умения вести диалог, находить содержательные компромиссы. Все это требует знания современной правовой культуры, ее норм и законов, использования конкретных возможностей правовой системы российского государства. В связи с этим, правовое воспитание должно занимать одно из ведущих мест в системе воспитания обучающихся в ПУ-89.  Целенаправленная деятельность по правовому воспитанию обучающихся должна быть ориентирована на нормативную регуляцию поведения человека в обществе, где право выступает внешним регулятором всех видов социально-значимой деятельности, внутренним регулятором которой выступает нравственно-правовая ответственность личности и личностный нравственно-правовой самоконтроль.

6.1. Эстетическое воспитание. Ориентация общества на духовные ценности является одним из показателей уровня развития этого общества.
Эстетическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование устойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений искусства и культуры, проявления интереса ко всему кругу проблем, которые решаются средствами художественного творчества. В процессе эстетического воспитания происходит формирование эстетического сознания, что проявляется в создании у молодого человека идеальных базовых образцов культуры и искусства, установок на положительное восприятие ценностей отечественной и национальной культуры и искусства.

7.1.Формирование мировоззрения, ценностного сознания и системы базовых ценностей личности необходимо рассматривать как одну из фундаментальных задач учебно-воспитательного процесса.
Оно основывается на современной философии образования и воспитания, формулируя цели и задачи воспитания, обосновывая всё возрастающую роль национальных и общечеловеческих ценностных приоритетов, важнейшее место среди которых занимает формирование Гражданина, Личности, Патриота. Учебно-воспитательный процесс в ПУ-89 призван обеспечить формирование системы гуманистических ценностей личности. В учебно-воспитательной практике ПУ-89 необходимо акцентировать внимание обучающихся на определенных социальных, профессиональных, национальных и этнических ценностях, составляющих основу формирования ценностного сознания личности и понимания ею своей социальной ответственности.

8.1. Гражданско - патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание в ГБОУ НПО ПУ-89 является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность обучающегося  в условиях современного российского демократического общества. Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения.
В качестве показателей и критериев уровня патриотического воспитания обучающихся следует рассматривать их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и следование социо-культурным традициям, уважение к историческому прошлому своей страны и к деятельности предшествующих поколений. Это также проявляется как желание защищать свою страну от внешних и внутренних деструктивных воздействий, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и во имя процветания Отечества, повышения его авторитета среди других стран мирового сообщества.
Патриотическое воспитание неразрывно связано с интернациональным, поскольку Россия была и остается многонациональным государством. Поэтому патриотизм должен иметь интернациональный характер, основанный не только на единстве всех народов России в прошлом, но и на необходимости совместного проживания людей различных национальностей в едином российском государстве, и его совместном возрождении.


VII. Кадровый потенциал воспитательной деятельности в ГБОУ НПО ПУ-89

- преподаватели и мастера производственного обучения ГБОУ НПО ПУ-89, работники Филиала "Информационно-образовательный центр ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", работники ГБОУ "Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга", профессиональные психологи, управленцы и организаторы от социального партнёра - ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".
Ведущая роль в управлении учебно-воспитательной деятельностью принадлежит Педагогическому совету ПУ-89, утверждающему руководителей направлений учебно-воспитательной деятельности в училище, Предметно Цикловым Комиссиям, обеспечивающих организацию и содержание учебно-воспитательного процесса, творческим и проблемным группам.
Руководство процессом в ГБОУ НПО ПУ-89  осуществляют заместители руководителя  по учебно-производственной и учебно-воспитательной работе, методическая служба училища.
При решении вопроса о формировании качественного состава преподавателей и мастеров производственного обучения в ГБОУ НПО ПУ-89  следует исходить из методологических и научно-практических задач современного обучения и воспитания обучающихся в ПУ-89, в соответствие с которыми, воспитание молодежи является важнейшей функцией образования в системе НПО и СПО Санкт-Петербурга. Реализация в ПУ-89 учебно-воспитательной политики, соответствующей новым условиям развития общества и системы образования, должна строиться на основе следующих требований:
преподаватель и мастер производственного обучения ПУ-89  должен быть не только источником профессиональной информации, но и посредником между обучающимся  и культурой, поскольку уровень общей культуры обучающегося  во многом определяется культурой тех преподавателей и мастеров производственного обучения, которые проводят занятия с обучающимися  и оказывают влияние на их становление и формирование не только как специалистов, но и как будущей российской рабочей интеллигенции;

- главным воспитывающим фактором должно стать гуманистическое взаимодействие между преподавателем, мастером производственного обучения  и обучающимся как в учебной, так и во внеучебной деятельности;
- преподаватель и мастер производственного обучения должен быть носителем духовной и социально-психологической культуры, которая станет доминирующей в подготовке рабочих кадров.
- необходима также и межсетевая координация учебно-воспитательной деятельности ПУ-89 с другими образовательными учреждениями НПО и СПО Санкт-Петербурга, школами, "Бюро профориентации", "Молодёжной биржей труда" и др. через систему научно-практических конференций, методических семинаров, совещаний, обмена опытом работы и пр.
Значительное место в развитии воспитания в ПУ-89 должны занять регулярные проектные исследования и прикладные разработки, отражающие процесс формирования стратегии воспитания на ближайшее будущее.
Необходимо также создать систему подготовки и публикации материалов от преподавателей и мастеров производственного обучения теоретико-методологического и практического назначения по проблемам и накопленному опыту учебно-воспитательной работы в ПУ-89.

Программа формирования социально адаптированной, нравственной личности обучающегося в ГБОУ НПО ПУ-89  с приложениями обсуждалась на Педагогическом  совете ПУ-89 23 мая 2012 года и принята решением Педагогического совета (протокол от 23.05.2012 г.).
Секретарь Педагогического совета ГБОУ НПО ПУ-89  В.И. Семёнова.


Приложение 1.

Обще-училищные мероприятия ГБОУ НПО ПУ-89 на 2012-2013 уч.год


№ п.п.

Месяц

мероприятие

Ответственный

1.

сентябрь 2012 г.

«Посвящение в первокурсники»

К.А.Шипата

2.

сентябрь 2012 г.

«Диалог с первокурсниками»

В.П.Гузун

3.

октябрь  2012 г.

«Диалог с родителями»

А.Г.Симакова

4.

ноябрь   2012 г.

Декада дисциплин естественно-математического цикла

Руководитель ПЦК общеобразовательных дисциплин

5.

декабрь  2012 г.

Декада дисциплин гуманитарного цикла

Руководитель ПЦК общеобразовательных дисциплин

6.

январь    2013 г.

 

 

7.

февраль  2013 г.

«Выбирая профессию – строишь своё будущее!» (встречи с заказчиками подготовки рабочих кадров)

Б.Х. Бердов

8.

март       2013 г.

Декада профессионального мастерства

Б.Х. Бердов и руководитель ПЦК дисциплин специального и профессионального цикла (теоретического и практического обучения)

9.

апрель    2013 г.

Декада методического объединения экологического образования

Руководитель методического объединения экологического образования

10.

май        2013 г.

 

 

11.

июнь     2013 г.

«День Выпускника»

В.П. Гузун
К.А. Шипата

 

 

Приложение 2.


САМООПРЕДЕЛЕНИЕ  ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ и  МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ  по  НАПРАВЛЕНИЯМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в ПУ-89 на 2012-2013 уч.год.

1. "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ и ПРИРОДООХРАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ";
"Я - Концепция";

  1. мастер производственного обучения Кондрашова Нина Ивановна;
  2. мастер производственного обучения Доброва Нина Ивановна;
  3. мастер производственного обучения Терехова Галина Фаритовна;
  4. мастер производственного обучения Танакова Светлана Александровна;
  5. преподаватель физического воспитания Кравцова Людмила Яковлевна;
  6. преподаватель основ безопасности жизнедеятельности Гучуа Тамара  Григорьевна;
  7. преподаватель истории и географии  Шавтайлова Наталья Николаевна;
  8. преподаватель математики Розова Татьяна Витальевна;
  9. преподаватель обществознания  Семёнова Валентина Ивановна.


2. "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ";

  1. мастер производственного обучения Абросимов Валерий Иванович;
  2. мастер производственного обучения Ананьев Юрий Яковлевич;
  3. мастер производственного обучения Анищенко Валентина Ивановна;
  4. мастер производственного обучения Ляпушева Ольга Викторовна;
  5. мастер производственного обучения Тивяков Василий Гаврилович;
  6. мастер производственного обучения Чмир Николай Петрович;
  7. преподаватель спец.технологии Богаткина Ирина Владимировна;
  8. преподаватель спец.технологии  Столпнер Валерий Беркович:
  9. мастер производственного обучения Быков Александр Владимирович.


3. "ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА";

  1. преподаватель спец.технологии Бабкин Пётр Емельянович;
  2. преподаватель русского языка и литературы Уткина Лариса Валентиновна;
  3. преподаватель математики Белов Игорь Юрьевич;
  4. мастер производственного обучения Виноградов Аркадий Иванович;
  5. мастер производственного обучения Баранова Наталья Николаевна.

 

 

Приложение 3.


МЕРОПРИЯТИЯ  по  НАПРАВЛЕНИЯМ  УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  на  2012-2013 уч.год.

1. "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ и ПРИРОДООХРАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ";     "Я - Концепция".                             
(реализуется по вторникам)        ЗАДАЧА  первого этапа программы (2012-2013 уч.год):
Реализация программы экологического образования  (И.М. Герасимова), как основы формирования социально адаптированной личности; Патриотическое воспитание.

№ п.п.

Месяц

мероприятие

Ответственный

1.

30 октября    2012 г.

1. «Чистая вода для большого города» урок-конференция 2-ой курс для 1-го курса (гр.251 и 259)

С.А Танакова

2.

27 ноября      2012 г.

1. Эко-лекция

Т.В. Розова

3.

25 декабря     2012 г.

1. урок конференция «Вода и здоровье, Жизнь»

В.И. Семёнова

4.

29 января       2013 г.

«Отходы большого города» классный час для 1-го курса группы 262 и 263;

Г.Ф. Терехова;

5.

26 февраля    2013 г.

«Мы жители Балтики» Урок-дискуссия (гр.257)

Н.Н. Шавтайлова

6.

19 марта        2013 г.

1. урок-игра « Я – знаток природы»

Н.И. Доброва

7.

23 апреля       2013 г.

Итоговое Общеучилищное мероприятие: открытый урок «Общеразвивающие упражнения»

Л.Я. Кравцова

8.

дата

Мероприятие для  системы НиСПО: 1. Эко-лекция: 2. Презентация

Т.В. Розова;
И.М. Герасимова.

 

Руководитель направления: Галина Фаритовна  Терехова.

Приложение 3.1.


2. "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ"
(реализуется по средам)
ЗАДАЧА  первого этапа программы (2012-2013 уч.год):


ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

(формирования социально адаптированной личности через обучение в деятельности)

№ п.п.

Месяц

мероприятие

Ответственный

1.

29 октября    2012 г.

Открытый урок: «Сравнительные характеристики стальных, полипропиленовых, металлопластиковых и пластмассовых труб»

В.И. Абросимов

2.

21 ноября     2012 г.

Открытый урок: «Сварка тавровых швов в вертикальном положении»

Ю.Я. Ананьев

3.

19 декабря 2012 г.

19 декабря    2012 г.

Открытый урок: «Сборка электрической схемы прямого пуска электродвигателя»
Семинар : «Использование интерактивной доски на уроке теоретического обучения» (вт.пол.дня

В.Г. Тивяков

О.В. Ляпушева

4.

30 января      2013 г.

Открытый урок: «Монтаж осветительной сети типовой квартиры»

А.В. Быков

5.

февраль         2013 г.

Конкурсы профессионального мастерства  - открытые мероприятия для  системы НиСПО

О.В. Ляпушева;
Б.Х. Бердов

6.

март             2013 г.

Конкурсы профессионального мастерства  - открытые мероприятия для  системы НиСПО

О.В. Ляпушева
Б.Х. Бердов

7.

17 апреля     2013 г.

Открытый урок: «Технология и техника гибки труб различного диаметра, толщины и материала для подготовки декоративных элементов в творческих работах»

Н.П. Чмир

8.

29 мая           2013 г.

Итоговое Общеучилищное мероприятие по направлению: Отчётная Презентация

О.В. Ляпушева

 

Руководитель направления: Ольга Викторовна Ляпушева.


Приложение 3.2.

3. "ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА".

(реализуется по четвергам)


ЗАДАЧА  первого этапа программы (2012-2013 уч.год):


ВКЛЮЧИТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ ВСЕХ НОВЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ и МАСТЕРОВ производственного обучения.
(обучение в проекте как необходимое условие формирования социально адаптированной личности)

№ п.п.

Месяц

мероприятие

Ответственный

1.

15 ноября      2012 г.

Организационное мероприятие по введению в образовательный процесс инновационной педагогической технологии «Метод проектов»

Л.В. Уткина

2.

13 декабря    2012 г.

мероприятие с методической службой ПУ-89.

Л.В. Уткина
Н.И. Егорова

3.

24 января      2013 г.

мероприятие с ПЦК общеобразовательных дисциплин (презентации итогов декад общеобразовательных дисциплин)

Л.В. Уткина
Т.В. Розова

4.

28 февраля   2013 г.

мероприятие с ПЦК дисциплин специального и профессионального цикла (теоретического и практического обучения)  (напр. создание сайтов)

Л.В. Уткина
Н.И. Кондрашова

5.

28 марта       2013 г.

мероприятие с методическим объединением экологического образования

Л.В. Уткина
Л.В. Милованова

6.

25 апреля      2013 г.

мероприятие с методическим объединением классных руководителей и мастеров производственного обучения, курирующих учебные группы

Л.В. Уткина
И.В. Богаткина

7.

06 июня        2013 г.

Презентация методических рекомендаций по внедрению в образовательный процесс ПУ-89 в 2013-2014 учебном году технологий Педагогики сотрудничества.

Л.В. Уткина

 

Май: дополнительное занятие
Руководитель направления: Лариса Валентиновна Уткина.



Приложение 3.3.


С целью обеспечения реализации Первого этапа
"Программы формирования социально адаптированной, нравственной личности обучающегося  в ГБОУ НПО ПУ-89"
в 2012-2013 учебном году в училище функционируют следующие Предметно Цикловые Комиссии (ПЦК), Методические Объединения (МО) и Проблемные Группы:

№ п.п.

Наименование Предметно Цикловой Комиссии, Методического Объединения и Проблемной группы.

Руководитель ПЦК, МО и ПГ.

Срок полномочий

1.

Предметно Цикловая Комиссия общеобразовательных дисциплин

Татьяна Витальевна Розова

01.09.2012 – 30.06.2013 г.г.

2.

Предметно Цикловая Комиссия дисциплин специального и профессионального циклов

Нина
Ивановна Кондрашова

01.09.2012 – 30.06.2013 г.г.

3.

Методическое Объединение классных руководителей и мастеров производственного обучения, курирующих учебные группы

Ирина Владимировна Богаткина

01.09.2012 – 30.06.2013 г.г.

4.

Методическое Объединение
Экологического образования

Людмила Викторовна Милованова

01.09.2012 – 30.06.2013 г.г.

5.

Проблемная  Группа «Педагогика сотрудничества»

Лариса Валентиновна Уткина

01.09.2012 – 30.06.2013 г.г.

6.

Проблемная  Группа «Соответствие выпускной практической работы присваиваемому квалификационному разряду»

Бахтибек
Худобердыевич
Бердов

01.09.2012 – 30.06.2013 г.г.

 

"Программа формирования социально адаптированной, нравственной личности обучающегося в ГБОУ НПО ПУ-89" в 2012-2013 учебном году реализуется по следующим направлениям:

№ п.п.

Наименование направления Программы

Руководитель направления

Срок полномочий

1.

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ и ПРИРОДООХРАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»;
«Я – Концепция».

Галина Фаритовна  Терехова
(ответственный за составление Программы
И.М. Герасимова)

01.09.2012 – 30.06.2013 г.г.
(реализуется по вторникам) ЗАДАЧА первого этапа программы:
Реализация программы экологического образования (И.М. Герасимова)

2.

«ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»

Ольга Викторовна Ляпушева

01.09.2012 – 30.06.2013 г.г.
(реализуется по средам)
ЗАДАЧА первого этапа программы:

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

3.

«ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА»

Лариса Валентиновна Уткина

01.09.2012 – 30.06.2013 г.г.
(реализуется по четвергам)
ЗАДАЧА первого этапа программы:
ВКЛЮЧИТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ ВСЕХ НОВЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ и МАСТЕРОВ производственного обучения.

4.

Научное консультирование по реализации Программы

к.п.н.
Роксана
Сергеевна
Бондаревская

01.09.2012 – 30.06.2013 г.г.

 

поиск на сайте

WorldSkills

WorldSkills

форма заявления

On-Line форма заявления

www.bus.gov.ru

www.bus.gov.ru

Организация ГИА и ЕГЭ 2016-2017

Организация ГИА и ЕГЭ 2016-2017

ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ

ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ collegewr.ru